Народный рейтинг МВА-2018

Программа МВА (Master of Business Administration) отметила в прошлом году 115 лет, и можно смело сказать, что никакая иная программа не только в бизнес-образовании, но и в образовании вообще не вызывала столько ожесточенных споров.

За эти годы не раз разгорались дискуссии о ее эффективности. Особо яростные профессора-консультанты и журналисты призывали «снести бульдозером» бизнес-школы, объявляли МВА бесполезной или даже вредной, возлагали на выпускников МВА всю ответственность за мировой экономический кризис и банкротство крупнейших компаний. Но МВА по-прежнему живет, и, несмотря на все экономические колебания, желающих учиться в бизнес-школах меньше не стало. Особенно в бизнес-школах, продолжающих развиваться, работающих творчески и держащих руку на пульсе современного бизнеса. Поэтому ответ на вопрос, учиться или не учиться в бизнес-школе, спустя тридцать лет МВА в России для российских выпускников МВА, число которых постоянно растет и приближается к ста тысячам, дан давно и окончательно.

Весовые коэффициенты

Как и сам бизнес, программа МВА находится в постоянном развитии. Внутри органичной классической структуры МВА появляются новые курсы, реформируются старые, учебный процесс насыщается бизнес-симуляциями, растет объем онлайн-обучения и консультаций и т. д. Не будет преувеличением сказать, что выпускники МВА десятилетней давности и те, кто недавно закончил одну и ту же (по названию) программу в той же бизнес-школе, учились на качественно разных программах МВА.

Отследить происходящие изменения с российским МВА призван Народный рейтинг российских бизнес-школ, который составляется порталом «МВА в Москве и России» (mba.su) с 2010 г. Рейтинг основан непосредственно на оценках самих выпускников программ MBA/Executive MBA. При его составлении не используются какие-либо корректирующие (весовые) коэффициенты и мнения членов оргкомитета или каких-либо экспертов, нередко приводящие к искажению реальной картины. Информационными партнерами Народного рейтинга выступают российские деловые СМИ.

Анкетирование традиционно про-водится на портале «МВА в Москве и России» при содействии Российской лиги МВА и ассоциаций выпускников российских бизнес-школ. Помимо этого, опрашиваются выпускники, имеющие аккаунты в социальных сетях. Всего в опросе 2018 года приняло участие свыше 1300 выпускников МВА и ЕМВА из 41 бизнес-школы из 9 городов. Опрашивались выпускники бизнес-школ 2014–2016 годов, то есть именно те люди, которые имеют самое свежее и адекватное впечатление о современных программах МВА. Важно и то, что за прошедшие 2–4 года после окончания МВА все они смогли оценить рост своего дохода.

Участвовать в опросе могли выпускники МВА любой российской бизнес-школы, которым есть что сказать по поводу своего обучения. Стоит отметить, что несколько заметных на рынке бизнес-школ не представлены в Народном рейтинге по причине низкой активности выпускников и небольшого числа анкет.

Коллективный портрет слушателя

Социально-демографические характеристики опроса следующие. Две трети (66,7%) выпускников–участников опроса являются топ-менеджерами и владельцами бизнеса, 27,3% – руководители среднего звена управления и 6% – линейные менеджеры и специалисты. Возрастные группы опрошенных менеджеров: 25–29 лет (9,5%), 30–35 лет (28,3%), 36–40 лет (34,7%), 41–45 лет (15,6%), 46–50 лет (9,2%), свыше 50 лет (2,7%).

Две трети (67%) выпускников МВА – мужчины, 1/3 – женщины. Вопреки сложившемуся мнению о том, что женщин значительно меньше среди владельцев бизнеса, на самом деле их почти столько же, сколько мужчин (18,9% против 23,3%). Такой же небольшой разрыв наблюдается в группе менеджеров среднего звена (25,6% против 29,1%). А вот менеджеров высшего звена среди женщин больше (47,8% против 43,1%).

Ошибаются те, кто считает стремление заработать много денег главной целью слушателей программ МВА российских бизнес-школ. Безусловно, деньги – мерило эффективности бизнеса, однако не только стремление к наживе двигает теми, кто приходит на МВА.

Не случайно главным результатом обучения независимо от роста доходов большинство менеджеров (67%) считают новые знания и навыки, полученные во время учебы. Почти поровну тех, кто указывает на деловые связи (11%), и тех, кто говорит о карьерном росте (10%).

Вопреки бытующему мнению о выпускниках МВА как о «теоретиках», которым неведомы реалии бизнеса, тот самый реальный бизнес хорошо оценивает выпускников со степенью МВА и продвигает их по служебной лестнице.

Так, своим карьерным ростом в течение двух лет после окончания бизнес-школы довольно подавляющее большинство (83,2%) выпускников (из них 67,5% оценивают рост как отличный и очень хороший; 15,7% – как удовлетворительный).

Лишь 16,8% выпускников не удовлетворены своей карьерой, и это весьма неплохой показатель, при том, что речь идет всего лишь о периоде 2–4 года после окончания бизнес-школы.

Благодаря обучению половина (50%) менеджеров меняет свой должностной статус, нередко это сопровождается сменой компании. Наиболее массовые изменения – переход менеджеров среднего звена в статус менеджеров высшего звена (25%). Но даже те, кто остался работать в прежней компании в прежнем качестве, выиграли в росте доходов.

Рост дохода – основной показатель эффективности обучения на МВА. Причем важно определять его размер непосредственно через два года после окончания бизнес-школы, поскольку эффект от полученных знаний максимален.

В среднем среди участников опроса, представляющих свыше сорока столичных и региональных бизнес-школ, он составляет около 45%, варьируясь в диапазоне от 31 до 92%.

Соотношение цены и качества

Результаты исследования показывают однозначную корреляцию между уровнем дохода выпускников и степенью удовлетворенности их обучением: выпускники лидирующих бизнес-школ, как правило, добиваются более высокого дохода.

Такие бизнес-школы работают в основном в верхней ценовой категории и, соответственно, изначально аккумулируют более мотивированных слушателей, которые более успешны в бизнесе.

Исследование показывает диапазон роста дохода выпускников бизнес-школ. Показатель разнится у менеджеров, стоящих на разных ступенях иерархической лестницы. Причем далеко не очевидный факт, что владельцы бизнеса и топ-менеджеры имеют максимальные значения роста дохода (в отличие от абсолютных цифр). В подавляющем большинстве случаев (84,4%) выпускники бизнес-школ фиксировали увеличение дохода.

Следует отметить, что рост дохода 100–120% сегодня имеет лишь пятая часть выпускников МВА, хотя пять лет назад таким доходом через два года после окончания программы могли похвастаться около трети выпускников.

Уровень дохода сильно зависит от карьерной траектории; наименьший показывают менеджеры, остающиеся после МВА на своей должности, наибольший – те, кто после обучения становится владельцем бизнеса.

Результат обучения в виде отсроченного дохода часто зависит от степени взаимодействия выпускников: здесь нередко взаимное трудоустройство или начало новых совместных проектов.

Уровнем деловых и профессиональных связей, установленным во время учебы в бизнес-школе, удовлетворены 84,9%; как «хороший» и «очень хороший» его оценивают 65,6% опрошенных выпускников. Это третий по важности показатель после роста дохода и карьерного роста, учитываемый в Народном рейтинге бизнес-школ.

Очень важный показатель качества работы бизнес-школы – «личное и профессиональное развитие». Здесь главную роль играют soft-skills («мягкие навыки»), обладание которыми в последнее время считается ключевым для современного менеджера. Напомним, что к ним относятся лидерство, творческое мышление, эффективная коммуникация и т. д.

Выпускники всех бизнес-школ, участвующие в опросе, оценивают его выше остальных. Своим развитием удовлетворено абсолютное большинство (96,5%), из них очень довольны 72%.